понедельник, 26 августа 2013 г.

Неигровой пост об Алтае. Трое приключенцев, не считая фотографа


Вернулся с Алтая, четыре дня пролетели незаметно, но все равно - будто другая жизнь. Поиграть не удалось, единственный раз когда мы сели в половину первого нагенерить персонажей для DW, я уснул прямо посреди сессии - надо или меньше по горам ползать, или как-то пытаться раньше играть.

Тем не менее, есть что рассказать - мы в один из дней решили, что сидеть все время на базе и ее окрестностях скучно, когда есть машина, поехали посмотреть Денисовы пещеры - крупнейший археологический памятник всего Алтая, там куча всего интересного, там нашли денисовца и вообще это данж, а мы партия. Прикинули расстояние по самому короткому пути - пещеры находились примерно в 150 километрах от нашей базы под Чемалом, дороги на Алтае в основной массе хорошие, туда-обратно примерно часов 6 и там пара часов - в общем, решили что к вечеру вернемся. Наметили еще пару точек интереса , сели вчетвером в переднеприводную Короллу и поехали.

Начало маршрута - путь до Мариинска. 120 км.
Путешествовать по Алтаю на машине - одно удовольствие. Ровный асфальт, вокруг горы и сочная зелень, быстрые речки, живописные стада на склонах гор, чистое небо и воздух, мало машин и людей. Пару раз останавливались, видели забавный панельный недострой посреди мини-плато, без подъездных дорог, зато с подвалом, в котором смердели дохлые овцы, а вокруг были рассыпаны пакетики от кулинарного мака.
Типичная дорога в Горном Алтае
Дороги-то хорошие, но не везде - свернув с главной дороги в сторону Ильинки, выехали на плотную каменистую дорогу, по которой скорость держалась километров 80 максимум. Машин стало еще меньше, горы еще выше, люди еще фолклорнее.
Еще одна типичная дорога в Горном Алтае
Следующая деревня - Мариинск - вообще показалась странной, людей в ней проживает человек 200, зато деревня кругом окружена двойным забором и трасса перегорожена старыми скрипучими деревянными воротами, за которыми лесом стояли кусты дикой конопли. В десяти метрах трасса кончалась вовсе, превращаясь в практически пороги - из-за дождей дорогу размыло напрочь.
Эээ...тоже типичная дорога в Горном Алтае
Кстати, с этим микроселом, которому уже больше 120 лет, оказывается, связана местная легенда, тут умер весьма знаменитый сказитель Аника. При исполнении сказания "Алтай-Буучай" он забыл некоторые места и пропустил их. К нему явился сам богатырь Алтай-Буучай во время сна его, и высказав свое недовольство по поводу пропусков о нем в эпосе и ударил плеткой, и после этого сказитель умер.
В самой деревне мы не увидели ни души, только бескрайние поля конопли и немного веселых коров. Видели потрясающий знак "Осторожно, дети", установленный специально про ниндзя-диверсантов из Конохи, ворующих коноплю (напомню, вся деревня окружена скалами и забором):

Доехав до края деревни, мы поняли что попали. Дорога дальше была, но только тракторная - переднеприводная легковушка там бы не проехала. До Денисовых пещер оставалось километров двадцать, время со всеми остановками часов 5 вечера, мы в тупике. Нашли поодаль алтайскую пастушку, которая нас разубедила - говорит, по этой дороге и квадроциклы эндурианцев застревали, нам там ловить нечего. Еще она в лучших традициях молодежного фильма ужасов внезапно взяла на себя роль "странного мудреца" и сказала коронную фразу - "Не ездите по ночам тут, люди разные ходят" и "Не езжайте в ту пещеру, делать там нечего", а потом тут же сообщила, что ей надоело пасти телят и неплохо бы их вообще зарезать. Мы быстро спросили объездную дорогу до Черного Ануя, возле которого находились пещеры (через Барагаш езжайте, тама перевал, как-нибудь переползете через него, окажетесь в Белом Ануе, а оттудава на север - до Черного Ануя, но не советую я вам туда идтить) и поехали обратно, пока нам не навялили с собой мяса.
Потенциальное мяско, выросшее на экологически чистой конопле
Поехали обратно, мрачно прикидывая шансы вернуться на базу до темноты, плюнули и решили что мы крутые приключенцы - решили в данж, значит в данж. Пока возвращались, много шутили на тему концепции молодежных ужастиков - мы тут в самый раз подошли бы. Четверо молодых людей решили поехать в горы и все такое. Поехали до Барагаша.
Дорога до Барагаша - уже 190 км, до пещер ехать и ехать
Доехали и уткнулись на дорогу через перевал - каменистую и труднопроходимую для нашей машины, там опять же только Нивы да мотоциклы ездят. И тут еще одна подстава - бензина на обратную дорогу нам уже не хватало, запас хода показывал примерно 90 км, но с учетом перепадов и плохой дороги и того меньше. В Барагаше заправка была, но только с ДТ и 80ым бензином. Ближайшая заправка с 95-ым была в Усть-Кане - райцентре, который отсюда был километров 70. С учетом точки невозврата деваться было уже некуда, сесть на перевеле без бензина совсем не хотелось, поехали в Усть-Кан.
Темнеет
До Усть-Кана добрались, время 19.50, планируем сесть в какую-нибудь кафешку - в туристическом Алтае их достаточно много и найти едальню не проблема. Ха. Ха. Усть-Кан не туристический. В магазине нам показывают кафе "Василек" - освещенный только синей гирляндой гараж с пьяным телом на входе, освещаемым сзади веселыми огоньками. В "Василек" мы решили не идти, купили остатки сосисок в тесте и фасоль в томатном соусе, перекусили в машине. В селе полно традиционных алтайских пятистенных домиков - аилов - в которых население и живет.
Почти стемнело. Скоро полнолуние
И тут находим в путеводителе еще одни пещеры - прямо возле Усть-Кана! Тоже объект научного туризма, археологический памятник, и прям в 3 км от нас. Конечно, мы поехали!
Уже 230 км. Хоть заправились в этом Усть-Кане..
Пробрались в потемках через Усть-Кан, нашли стоянку для машины, взяли фонари и потопали по мостику через речку к пещерам. Кстати, активно пользовались форсквейром - здорово помог, там все эти туристические места есть и определить по gps их местонахождение раз плюнуть.
Не видно уже ничего, горы отбрасывают хорошую тень, идем по фонарям, при этом стараясь сильно не светить - фонари видно с трассы, и было бы обидно увидеть по возвращении на стоянку машину разграбленной.
Дошли непосредственно до горы, пещера находится на высоте 50 метров, ищем подъем. Нашли какие-то мостки, пошли по нему влево вдоль горы (не в ту сторону, как оказалось), обнаружили тропинку по склону, поднялись метров на тридцать, сели передохнуть на площадке. Я полез с фонарем дальше, огибая площадку, искать тропу к пещере. Поднявшись метров на десять увидел столб, обрадовался, подумал что указатель к пещере или еще чего - подлез поближе, посмотреть внимательнее, свечу своим налобником, и тут столб поворачивает в мою сторону голову. Я перепугался чего-то, чувак-то ненормальный был, нормальный давно бы пошевелился или сказал чего, да и вообще не ожидал я в 10 вечера никого здесь увидеть. В общем, через полторы секунды я уже молча и быстро спускался назад, на площадку, и позвал всех вниз, к машине. Пещеру мы так и не увидели.
Любопытно, что начав писать этот пост, захотелось посмотреть что это за пещера вообще, начал гуглить и наткнулся на такую легенду:
Гора, в которой находится пещера, именуется алтайцами как «Алмыс Туу Боом», что в переводе означает «Гора Алмысов». Название связано с легендой, согласно которой, в ночь на полнолуние стены пещеры расходятся, и в мир людей выходят мифические алмысы — полулюди-полузвери. Мы там как раз перед полнолунием лазили. В общем, забавно. Фильм ужасов продолжается.

Наши короткие дороги - самые короткие!










На стоянке начали решать, куда ехать - было даже предложение поехать-таки в Денисовы пещеры ночью, а потом вернуться на базу по хорошей дороге через Белокуриху. Отмели как несостоятельное - я ночью в пещеры лезть уже не хотел, да и крюк получался очень приличный - еще километров 300. Решили поехать по короткой дороге, от Усть-Кана поехать напрямую на трассу М-52 - это примерно 100 километров, а дальше или до Усть-Семы или через горы сразу на чемальскую трассу, что было короче, но был риск наткнуться на плохую дорогу.
Маршрут до М-52
Дорога неплохая, уже привычная укатаная каменистая гравийка. Темно, фотографий больше не делал - объектив и так не очень светосильный, едем при фарах. Километрах в пятнадцати от поворота на Верх-Ябоган казус: видим на своей полосе какой-то камень лежит, объезжаем его, но вблизи становится понятно, что это сидит человек на корточках, в рванине, и качается. Вообще появление человека перед машиной ночью пугает, и сбить легко, а тут еще такой фрик пьяный. Рассказал о том, что видел на Усть-Кане человека на горе. Попугали друг друга рассказами о том что алтайцы народ дикий. Задумались минут на пять. Говорю - "думаю вот, что бы мы делали, если бы натурально того чудика сбили" и в этот же момент фары высвечивают еще одну фигуру, стоящую прямо на нашей полосе перед нами - еле вырулили, ушли дальше. Места, кстати, жутко глухие, деревни нечасто попадаются, машин нет вообще, потому появилась мысль что это какой-то гоп-стоп такой - главное машину остановить, а там ребята набегут с обочины. Поразвивали эту мысль. С облегчением доехали до М-52 - все-таки, федеральная трасса, с хорошим асфальтом, кое-где даже освещенная.

Решили все же попробовать ткнуться на дорогу через горы - до поворота недалеко, и мы поехали. Трасса кончилась как только мы добрались до Нижней Талды - глухой деревни, где все уже спали. Мы даже не нашли выезда этой дороги дальше - стопанули каких-то алтайцев на жигуленке, спросили дорогу (кажется, нас испугались даже). Пьяненький алтаец посоветовал ехать через пасеку-маралятник-речку-что-то-там-еще, но, говорит, там недавно трактор полуось на колдобинах сломал, ехать может тряско. Но ничо, на маралятнике мужики нормальные, если чо - там переночуете. В общем, мы вернулись на М-52 и решили ехать по хорошей дороге, хоть и с крюком по расстоянию.

И тут началось очередное странное - на федеральной трассе, на неосвещенном участке горной дороги, прямо на полосе стояла девятка с выключенными фарами и без людей. Место на обочине было, можно было бы безопасно встать там, но покоцанная девятка стояла прямо посреди полосы. В общем, мы снова начали разбой обсуждать, ведь явно ж тормознули или пытались тормознуть. Дальше видели старую Волгу, тоже без водилы, которая вообще стояла прямо посреди дороги, мешая проезду.
Не знаю, были ли это прям разбойники, но местные говорят что ночью на дорогах действительно неспокойно, на заправке тетка сказала что часа за два до нашего приезда при ней колонну из 4 машин грабанули тоже. Нам по счастью повезло, на нашу полосу движения никто не покушался, потому что машины по ней практически не ездили - за 200 км мы увидели только одну. На базу добрались в половине второго, полные впечатлений в каком-то нервном состоянии - в машине мы себя еще накрутили и в каждой медленно едущей машине видели бандитов, остро ощущали нехватку личного оружия при себе. Зато теперь понятно, почему на Горном Алтае крайне не советуют отдыхать в не-туристических зонах, конфликты с местными просто неизбежны. Зато за день намотали больше полутысячи километров по красивейшим местам.